г. Санкт - Петербург

+79043342536 hr@bestway-co.ru

Как искать работу? Этап 6. Интервью.

интервью, interview

Мы с вами разбирались, как искать работу на современном рынке труда. И вот уже этап 6. Интервью.

Друзья, мы почти у цели!

Остается самый последний, но один из наиважнейших этапов на пути к работе мечты. Помните, как пишут большинство консульств?

«Вам могут отказать во въезде даже при наличии у вас действующей визы. Наличие визы не освобождает вас от прохождения паспортного контроля на границе.»

Вот она, граница и перелет. Вопросы таможенников, процедуры проверок, контроль багажа, проверка документов, зона турбулентности и сакраментальный вопрос пограничника:

«Какова цель вашей поездки?»

Иногда соискатели считают, что приглашение на интервью — это уже успех и не готовятся к нему, делая большую ошибку. Интервью — это завершающая часть переговорного процесса, на котором работодатель хочет развеять свои сомнения относительно вас. Он хочет убедиться, что вы действительно хороши для работы в его компании.

Собеседование —

это такие же переговоры, как и многие другие, которые вы, наверняка, проводили в жизни, покупая или продавая что — либо. Откровенно говоря, мы ведем переговоры и совершаем сделки каждый день (покупая продукты в гипермаркете, заправляя автомобиль на станции, принося в ремонт те или иные вещи, покупая турпутевки, и многое другое). Чаще мы бываем на стороне покупателя. В переговорах о работе нет явного покупателя и продавца, именно этим собеседование отличается от классической продажи, хотя и родственно ей. Чаще всего  работодатель ближе к позиции покупателя (при большом потоке соискателей и большом выборе — особенно), так как он покупает ваши услуги, навыки, способности, время, предлагая соответствующее вознаграждение. Соискатель же «покупает» компанию, ее корпоративную культуру, имя на рынке, соответствие своим профессиональным целям, репутацию.

В день проведения интервью важно:
  • Выспаться накануне, обеспечить себе хорошее самочувствие. Здесь все индивидуально, для кого — то важно взбодриться, выпив кофе, для кого — то —  успокоиться, выпив чай с мятой. У вас должно быть достаточно энергии для того, чтобы отвечать на сложные вопросы и уверенности в своих силах. Если вы заболели, лучше отложить интервью.
  • Выбрать стиль одежды, который ближе всего к корпоративной культуре компании (об этом даже можно спросить у рекрутера уже во время договоренности о встрече).
  • По возможности захватить с собой копию резюме, либо электронный носитель с резюме, документы. Чаще всего, кроме паспорта, вам это не пригодится, но бывали непредвиденные  случаи, когда наличие таких вещей оказывалось очень кстати. Не забудьте проверить, что это такое же резюме, которое вы отправили работодателю.
  • Взять с собой ручку и блокнот. Лучше, если в блокнот будут вписаны ваши вопросы к работодателю. Это не обязательно, но, как правило, производит хорошее впечатление и позволяет ничего не забыть.
  • Приехать за 10 — 15 минут — это идеально. За это время вы успеете отдохнуть и немного привыкнуть к обстановке. Приезжать на час — полчаса раньше обычно гораздо хуже, чем опаздывать. Если вы приехали намного раньше, позвоните и предложите встретиться раньше, не навязывая себя и не настаивая, если вам откажут. У работодателя могут быть другие собеседования, мероприятия. Лучше подождать за пределами компании: в соседнем кафе, в машине, в холле бизнес — центра и т.п.  Если вы придете намного раньше, из вежливости вам не откажут подождать в офисе, но вы тем самым создаете проблему, вас нужно где — то разместить, чем — то занять. Это не всегда удобно, а, соответственно, это работает не в вашу пользу. Если вы опаздываете, лучше сообщить об этом минут за 15 до встречи, чтобы все участники переговоров могли использовать это время продуктивно. Конечно, лучше не опаздывать, но бывают разные ситуации, и главное — держать всех в курсе подобных изменений. Если вы не можете найти офис компании, также лучше позвонить и уточнить, как пройти. Но звонить следует не более 2 — х раз, и не обязательно об этом спрашивать рекрутера, вы можете попросить помощи у секретаря, который обычно поднимает трубку первым, помощь посетителям обычно входит в его обязанности. Худшее, что может сделать соискатель в день интервью — пропасть и не отвечать на звонки. Такое бывает, когда соискатель передумал, потерялся в дороге, заболел. Если у вас что — то случилось и вы не можете приехать на встречу, обязательно звоните. Конечно, такого рода сбои не добавляют вам очков, но и не являются приговором. У меня был случай, когда у соискателя было три интервью и во всех трех случаях происходили какие — то накладки. Обычно «кармически» это знак того, что с этим соискателем ничего не получится, но нет, девушка получила эту работу и довольно долго работала в компании. К слову, она присылала свое резюме дважды, с перерывом в год, в первый раз взяли другого соискателя, а во второй — ее.
На интервью:
  • Следите за происходящим вокруг вас: какая атмосфера в офисе, чем заняты люди, в каком они находятся состоянии, расслаблены, или взвинчены, какие слова, жаргон, выражения употребляют работники, как оформлен интерьер, какие дипломы, атрибуты достижений висят на стенах. Все это — важная информация, которая характеризует будни компании.
  • Помните о первом впечатлении, которое всегда связано с подсознательным выбором и может сыграть роковую роль. В большинстве случаев выбор действительно делается в первые 1-2 минуты, а дальше интервьюер в течении всех переговоров стремится подтвердить свое впечатление. Первое впечатление складывается на основании вашего внешнего вида, манеры держаться, двигаться, выбирать место, улыбаться, принимать рукопожатия, комплименты, открытости, позитивного настроя на переговоры, вашей уверенности, умения войти в контакт, других невербальных вещей.
  • Установите контакт. Обязателен  small talk, некий расслабляющий, приятный, почти бессмысленный короткий диалог. Это может быть комплимент офису, месторасположению, виду из окна, наградам, кубкам и прочим достижениям компании, приветливости секретаря на ресепшен — зоне, на крайний случай — чудесной погоде (придумайте что — то свое!!!). Лучше всего, если ваша фраза для small talk будет построена таким образом, что будет вовлекать собеседника в небольшой диалог. Прекрасно работают на эту цель неглубокие вопросы после комплимента. Например: «У вас открывается потрясающий вид из окна офиса. Наверное, это — отличный вдохновляющий стимул в течении рабочего дня?» или «Я видел у вас на стене диплом о том, что вы признаны лучшей компанией в 2015 году. Как вам это удалось?»
  • Желательно помнить имена собеседников и иногда их произносить.
  • Если вам предлагают чай или кофе, не отказывайтесь. Если считаете, что пить кофе или чай будет не удобно, попросите стакан воды.
  • Помните, что интервьюер оценивает каждый ваш ответ, шаг, движение, буквально с первой минуты и до конца собеседования. Практически: «Все, что вы скажете, может быть использовано против вас». Об этом стоит помнить, но не впадать в параноидальную скованность.
  • Практически в 80% случаев вам предложат рассказать о себе. Вот тут вам очень пригодится заготовленная презентация. Так или иначе, вы сможете (и должны!) использовать свою «заготовку» либо вначале переговоров, либо в середине, либо в конце, как «последний аргумент». Некоторые соискатели даже выписывают требования по вакансии и должностным обязанностям и целенаправленно «пробегаются» по всем пунктам в стиле: «У вас в требованиях указано, что вам нужен менеджер с опытом трех и более лет работы в области продаж логистических услуг. Я работал в течении 2 — х лет в компании N и еще два года в компании W, в моем клиентском портфеле были…«
  • Помните о потребностях клиента и о том, что выявление потребностей — это всегда самый важный этап в продажах. А вы продаете сейчас себя, как специалиста. Чем раньше вы их выявите (лучше до переговоров), тем правильнее вы подадите себя, сконцентрировавшись на важном. Если потребности работодателя туманны, ваша задача будет сложнее, а часто — невыполнима. В этом случае нужно концентрироваться на лучшем, что вы умеете.
  • В течение переговоров отслеживать три составляющие: 1. свое состояние, эмоции и слова.  2. эмоции и состояние другого человека, собеседника и 3. общую атмосферу, ход переговоров. Это сложно, но если вы научитесь это делать и корректировать эти три составляющие в нужном направлении, то вы получите звание «переговорщика 80 уровня».
  • Постарайтесь заранее узнать, какой тип собеседования вам будет предложен. О типах собеседования я расскажу в других выпусках, но знать заранее это полезно, это поможет лучше подготовиться и вести себя соответственно.
  • Отвечайте на вопросы в соответствии со своими заготовками, но с учетом происходящего, с подстройкой под атмосферу компании. О типичных вопросах на собеседовании также поговорим в других статьях.
  • Будьте готовы к неожиданностям.  Иногда это могут быть нетипичные вопросы, ситуации, переспрашивания, провокационные вопросы. Бывают вопросы на креативность, смекалку, кейсы. Часто используют неудобные вопросы, проверку быстроты, логики, системности мышления. Порой  дают задачи, не имеющие решения, проводят проверку знаний. На собеседовании может быть перемещение в пространстве, когда вы будете переходить в другое помещение, зал. Используют также прерывания и многое другое. Продумайте ответы на неприятные и не удобные для вас вопросы. Если вы не хотите обсуждать темы, выходящие за рамки ваших деловых качеств, вы имеете на это полное право и можете не отвечать на подобные вопросы. Если вам не нравится тон, стиль собеседования и компания в целом, вы вправе предложить закончить интервью, вежливо сославшись на то, что вы поняли, что вам не совсем подходит данная работа.
  • Интервьюер задаст вам вопрос о причинах ухода с прошлой работы. Помните поговорку: «О покойном либо — хорошо, либо — ничего!«:) Везде есть свои негативные моменты, и иногда — значительные, но старайтесь подавать информацию в соотношении 1:3, упоминая минус, указывайте одновременно и те плюсы, которые вы получили от работы там. Это может быть новый опыт, знания, возможность реализовать проекты, коллектив, деловые связи и т.п. Если на предыдущем месте вам было очень тяжело работать и вы вспоминаете его только в темных красках, и не иначе, то, перед поиском нового места, лучше проработать негативный опыт в психотерапевтом. Потенциальный работодатель таковым не является и не обязан решать ваши психологические проблемы.
  • Обязательно задавайте свои вопросы. Обычно работодатель предлагает вам их задать в конце, но если не предложит, то проявите инициативу и спросите что — то вроде: «У меня есть несколько вопросов, могу ли я их задать?» Откройте свой блокнот и задавайте вопросы по списку, записывайте кратко ответы. Если вариант с блокнотом для вас не удобен, держите все в памяти. Не обязательно задавать вопросы в конце, вы можете их включать в канву диалога, или, если работодатель вначале рассказал о компании, часть вопросов можно задать вначале, но оставьте что — то и на конец тоже.
  • Подводите итоги встречи и подтверждайте дальнейшие шаги. Неплохо также подводить промежуточные итоги переговоров в процессе интервью. Намечайте дальнейшие шаги и сроки рассмотрения вашей кандидатуры.  Просите визитки и контакты на Линкедин, адрес электронной почты и устанавливайте контакт вне зависимости от решения по вашей кандидатуре. Пишите письма (сообщения) после интервью. Если вам понравилась компания, не сжигайте мосты, а наоборот, поддерживайте связь. Даже если вы получите отказ, это не значит, что к вашей кандидатуре не вернутся вновь. Наличие вас в поле зрения позволит вспомнить о вас в числе первых.
По формату
  • собеседование может проводиться как очно, в офисе компании, так и онлайн.
  • Если компания и кандидат находятся в разных городах и странах, часто используют встречу в формате видеочата в одном из мессенджеров. Это может быть Telegram, WhatsApp, Viber, Skype. Facebook. Messenger и другие каналы связи. Как подготовиться к такому формату встречи, читайте в отдельных статьях.
Видеоинтервью

Иногда работодатели в качестве части собеседования могут использовать видеоинтервью.

Некоторые просят записать видеопрезентацию себя, как специалиста.

Об этом поговорим отдельно.

Ну вот и закончились все испытания! И мы вышли на залитую солнцем прямую автостраду, которая привезет нас к месту, в которое мы так хотели попасть.

Ждем оффер. А я не сомневаюсь, что он у вас будет, если вы прочтете все статьи этой серии и сделаете все, как в них описано. Я уверена, что выберут вас, потому что таких будет не много.

Из 100 человек, которые прочтут, только 50 сделают что — то, что для них наиболее просто сделать, 25 из этих 50 откорректируют резюме, 15 из 25 будут активно искать вакансии, и только 5 из 15 активно подготовятся к интервью, а учитывая то, что всем нужны разные вакансии, 99% за то, что вы будете лучшим кандидатом. Проверим верность моих предположений?

Если вы ищете работу, проверьте открытые актуальные горячие вакансии, на которые мы рассматриваем соискателей в данный момент.

Если вы не нашли подходящих вакансий, присылайте свое резюме на hr@bestway-co.ru и мы свяжемся с вами, как только у нас будет подходящее предложение для вас!

Подписывайтесь на новые статьи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.