г. Санкт - Петербург

+79043342536 hr@bestway-co.ru

Как искать работу? Деловые письма.

Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?

Александр Пушкин
«Письмо Татьяны к Онегину»

В России не любят писать сопроводительные письма к резюме и еще более — письма по итогам интервью. Отчасти, я думаю, это происходит потому, что писать их не умеют, не любят, не понимают смысла данного жеста, ленятся, не верят, что это может принести пользу.

Но я все же решила посвятить одну из статей, посвященных поиску работы, именно этой теме.

Почему? Потому что искусство деловой переписки в целом — это показатель грамотности общества, компании и работника, умения излагать мысли, знание языка, способность использовать письмо для презентации себя, аргументации.

Несколько лет назад я столкнулась с тем, что европейцы пишут деловые письма по электронной почте постоянно, там все устроено по принципу: «В каждой непонятной ситуации пиши электронное письмо». Очень часто это даже — письма в службу доставки, письмо сантехнику, службе клининга и т.п. И это настоящие, полноценные письма, со вступительной частью, приветствием, описанием проблемы, позитивным прощанием. Но, конечно, настоящими «богами деловой переписки» являются, бесспорно, американцы. Когда — нибудь я напишу отдельную статью про «деловую переписку по — американски». Сегодня остановимся на переписке, связанной с трудоустройством.

Писать ли сопроводительное письмо к резюме? Вопрос, вроде бы, пустяковый, наличие, или отсутствие письма чаще всего не повлияет на решение по вашей кандидатуре радикально, но может служить «последним аргументом», или же первым импульсом, поводом заглянуть в ваше резюме. Если вы жалуетесь на то, что ваши резюме не открывают и не просматривают, то я могу с вероятностью 80% сказать, что вы не пишете сопроводительное письмо, или отправляете шаблонное письмо (что почти равноценно тому, что письма нет).

Если у вас нет времени, возможности или желания адаптировать свое резюме под каждую вакансию (это действительно трудоемкий процесс и крайне не удобно это делать на работных сайтах, по ряду причин), то отличный шанс расставить акценты — это написать хорошее сопроводительное письмо.

Письмо к резюме — это то, что гарантированно увидит получатель, и он неизбежно прочтет первые 3 — 4 строчки вашего письма, даже если его внимание не будет сконцентрировано на этом. Поэтому идеальное письмо призвано «зацепить» внимание читающего, побудить его прочесть письмо целиком, а потом — открыть и прочесть ваше резюме, вызвать желание с вами немедленно связаться. Это не так просто достичь, как кажется на первый взгляд.

О чем думает рекрутер, когда получает новое резюме? Вообще -то, он рад, он полон надежд, что вот это — тот самый соискатель, которого он ищет. Конечно, он хочет как можно быстрее закрыть вакансию наилучшим способом и наиболее подходящим кандидатом. Прежде, чем открыть ваше резюме, он откроет ваше письмо (сообщение), раздумывая над тем, насколько ваши навыки, знания, опыт работы, зарплатные, карьерные ожидания соответствуют вакансии и ожиданиям компании. Помочь ему развеять первоначальные сомнения может правильное сопроводительное письмо.

Рекомендую делать так: откройте текст вакансии, перечитайте ее еще раз и в сопроводительном письме напишите, все, что из востребованного на данной должности вы имеете (возможно, что — то находится за пределами вашего резюме, например, какой — то вопрос вы не решали на практике, но досконально изучили на курсах, мастер — классах, что — то делали в проектной работе и т.п.). Ответьте на вопрос, как ваши знания, навыки и опыт соответствуют требованиям новой работы, упомяните личные качества, которые востребованы на этой должности. Если компания известная, напишите, почему мечтаете в ней работать. Если в компании работают те, кто может вас порекомендовать, напишите об этом тоже, это подчеркнет ваш осознанный выбор и знание компании изнутри. Если компания крупная, и вы нацелены на карьеру, пишите об этом тоже, чего бы вы хотели достичь через некоторое время (но будьте адекватны), что готовы сделать, изучить для последующего роста (может, уже начали). Если компания небольшая, покажите, что вы готовы к многозадачности, осваивать смежные области, новое. Можете указать также свои зарплатные ожидания, диапазон, или минимальную сумму, готовность это обсуждать. Напишите, когда вы готовы приступить к работе, все ваши контакты (телефон, почту, мессенджеры, скайп), чтобы их не приходилось еще раз искать. Сделайте «удобно» рекрутеру, и это окупится, поверьте, а также продемонстрирует ваше понимание и готовность к сотрудничеству. Приятное прощание и всякие хорошие пожелания в конце письма — обязательны! (вы же — не бука какая — нибудь?).

Последний аргумент о пользе сопроводительного письма: это ваш маркетинговый инструмент, еще одна возможность представить себя, ваша «виртуальная визитка».

  • Отправить резюме без сопроводительного письма (пустое). Это худшее, что вы можете сделать. Не важно, отправляете ли вы его по почте или через сайт. Что думает рекрутер, когда получает резюме с «письмом — пустышкой»? Что вам все равно, что вы спешите и рассылаете всем подряд, что вы ленивы, что вы не умеете писать, что вы — заносчивы (и все такое, не в вашу пользу). Оправдать вас может только очень хорошее резюме. Но, при двух равных, кандидат, написавший хорошее письмо, получит сто очков вперед.
  • Отправить письмо с шаблонным текстом. Это немного лучше, чем «пустышка», рекрутер, скорее всего, будет думать, что вы экономите время, не очень заинтересованы в вакансии, но это не так критично. В любом случае, хороший шаблон лучше, чем ничего.

Письмо после интервью. Самый сложный вопрос и, наверное, самое сложное письмо. В России, откровенно говоря, это редко практикуется с обеих сторон. Не понятно, что писать, стоит ли быть навязчивым, стоит ли напоминать о себе…

Не написать письмо — не страшно. Написать шаблонное, фальшивое письмо ни о чем — очень плохо, это воспринимается, как пустая трата времени, внимания, отписка. Написать индивидуальное письмо по итогам встречи — очень хорошо. Скажу больше: в моей практике был случай, когда кандидат, в котором сомневались, получил работу именно потому, что писал письма после встречи и звонил.

«Пост — письмо» должно:

  • показать вашу заинтересованность в продолжении диалога (еще большую, чем ранее).
  • развеивать сомнения, которые были высказаны в ходе интервью относительно ваших навыков, умений, знаний и т.п.
  • содержать аргументированные доводы в пользу вашей кандидатуры.
  • демонстрировать то, что после встречи вы еще больше заинтересовались делами и жизнью компании, решили больше о ней узнать и открыли еще больше общего.
  • вашу готовность повышать свою квалификацию и глубже изучать вопросы, которые востребованы на данной должности, показать, что вы уже начали это делать (прочли статьи, книги, записались на курсы и т.п.).
  • комплименты интервьюерам (офису, коллективу и т.п.), в разумных пределах, не нужно писать более двух комплиментов.
  • вашу готовность пройти дополнительные этапы, тестирование, выполнить задание, «пробный день» и т.п. если действительно вы хотите эту работу.
  • позитивное начало и конец.

Самые большие ошибки в письмах:

  • не указывать в шапке письма вакансию и свое имя, слишком длинное название темы, если вы отправляете письмо по электронной почте.
  • «смешной», «странный» адрес электронной почты.
  • отправлять письмо с чужой почты.
  • слишком много комплиментов, тон прошения, жалобы на жизнь, подхалимаж.
  • ошибка в имени, названии должности (проверяйте!).
  • грамматические ошибки, плохая речь.
  • витиеватость, много слов не по делу, неконкретность.
  • высокомерный тон.
  • очень сухое, безличное письмо, похожее на приходо — расходный ордер.
  • писать про свои недостатки (если они есть, это выявится в ходе тестов, интервью), в «пост — письме» пишите только, как вы их исправляете, что уже сделали для этого.
  • хвалить себя безосновательно, не аргументированно.
  • писать факты, не имеющие отношения к делу вообще.
  • писать только о своих требованиях и принципах.
  • слишком «панибратский стиль» письма, «тыканье», если собеседник вам этого не разрешал.
  • чрезмерная назойливость (если вам не ответили на письмо, не надо заваливать письмами, выждите пару — тройку дней).
  • абсолютный отказ от убеждения и аргументации, «пораженческий настрой».

Возможно, список ошибок не полный, надеюсь, что в обсуждении рекрутеры и соискатели его дополнят.

Конечно, культура деловых писем относительно переговоров о трудоутройстве у нас еще только формируется и мы очень далеки от западных коллег, но, наверное, стоит задуматься над тем, почему «у них» это так развито, а мы практически не используем эти вещи?

Хочется подискутировать на эту тему в комментариях и обсуждениях. Писали ли вы сопроводительные и «пост — письма», что это вам дало, какие моменты были особенно удачными, какие совершали ошибки, как их исправляли?

Если вы ищете работу, проверьте открытые актуальные горячие вакансии, на которые мы рассматриваем соискателей в данный момент.

Если вы не нашли подходящих вакансий, присылайте свое резюме на hr@bestway-co.ru и мы свяжемся с вами, как только у нас будет подходящее предложение для вас!

Подписывайтесь на новые статьи!

Один комментарий на “Как искать работу? Деловые письма.”

  1. Добрый день, Светлана.
    Действительно, сопроводительные и благодарственные письма помогают при трудоустройстве на работу. Благодаря этим письмам меня взяли на работу в Weatherford и Holcim.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.