Итак, я надеюсь, все уже прочли мою предыдущую статью «Как искать работу? Этап 1. Создание стратегии.» и успели хорошенько поработать, определить все детали предстоящего будущего.
Мы с вами уже определились, куда мы отправляемся в «отпуск», наметили направление движения, и самое время составить «чек — лист», список того, что мы должны взять с собой в «путешествие». В силу того, что я много путешествовала, а сбор вещей в дорогу всегда для меня был сущей каторгой, я непременно накануне стонала в соцсетях о том, что «вот опять нужно собирать вещи в дорогу, я бы с удовольствием просто закинула весь дом, будь у меня магическая сумка Гермионы с «эффектом внутреннего расширения». Друзья сначала посоветовали всегда иметь наготове чемоданчик с базовым набором, но я сделала универсальный «чек — лист для путешествий», чтобы ничего не забыть и прибыть на место экипированной.
Так вот, ваше резюме — это одновременно «чек — лист» и «коммерческое предложение».
Начнем мы сначала с разработки резюме, как «чек — листа».
Наверняка вы слышали уже довольно много о поиске по ключевым словам, да и сами пользуетесь этим каждый день, занимаясь серфингом в поисковиках. Так вот, ваше резюме тоже должно содержать ключевые слова, по которым специалист, который будет искать работника, должен найти вас и обратить свое внимание.
Многие жалуются на то, что «девочки — ресечеры» ничего не понимают в профессии, на которую ищут специалиста, и «я, такой прекрасный спец, остаюсь за бортом». Это правда, что ресечер не разбирается на высоком уровне в сути предмета, но эта должность — начальная в рекрутинге, ее роль — только найти подходящих людей. И в этом девушке помогают те самые ключевые слова, которые отразил заказчик в заявке на поиск. Кто же виноват в том, что вы не включили их в свое резюме? Если вас не смогут найти, то вы никогда не сможете перейти к следующему этапу: продать себя (об этом мы поговорим позже). Я скажу больше, когда — нибудь, в будущем, вы будете вспоминать этих «девочек — ресечеров», как прекрасных фей, которые сейчас вас, с горем пополам, все же находят, размышляя, что, возможно, вы не все отразили в своем резюме, и может быть… Когда это станут делать только компьютеры (уже есть такие программы предварительного анализа и поиска), все станет еще жестче.
Из чего же должен состоять наш «чек — лист»?
- Базовая форма резюме в классическом формате, со стандартными шрифтами, содержанием, в соответствии с шаблоном. Почему? Потому что наша задача — предоставить резюме для того, кто будет его читать, в самом привычном виде, чтобы читающий мог быстро в нем ориентироваться, найти нужные пункты и информацию. Это — шаблоны большинства сайтов по поиску работы. Вы даже можете составлять резюме прямо на сайте, а потом просто скачать и сохранить на компьютере, для отправки по электронной почте. Почему опасно делать только «креативное», нестандартное резюме? Потому что оно может получиться оригинальным, но неудачным, а читающему, возможно, будет неудобно его читать, с ним работать (мне, например, присылали очень «тяжелые» резюме, по весу файла, из — за которых зависал компьютер, резюме, которые приходилось читать, повернув набок голову (конечно, полезно иногда размять мышцы шеи, да…), красивые, но не информативные резюме, из — за которых приходилось снова связываться с соискателем и просить дополнить обычным форматом, а это — потеря времени). Не забывайте. что у некоторых организаций также стоит ограничение на размер входящих писем, «облегчайте» файл. Присылайте по почте только файлы в word, либо в форматах, позволяющим редактировать и копировать информацию, потому что многие рекрутеры вносят информацию о вас в базы, что, само по себе, тоже является плюсом для вас. Словом, при выборе формата думайте о «юзебилити», о том, кто будет это читать, всегда ориентируйтесь на то, что это будет читать очень занятой человек. Вы можете прислать и «креативное» резюме, чтобы подчеркнуть свои умения, но в дополнение к классике.
- Обратный хронологический порядок в описании опыта работы, четкие названия компаний и периоды работы. Никак иначе! За свою hr — жизнь чего уж я не насмотрелась! И «жизнеописания»(приберегите для мемуаров) и соединения разных мест работ в одно (сразу видно, что было лень писать, а как уж лень будет работать!), «туманности Андромеды» в виде не конкретных названий (допустимо только для последнего места, если вы все еще продолжаете там работать), одно место работы (а соискателю уже «огого», и чем же он занимался ранее, остается загадкой), перечисление мест работы без описания того, что соискатель на них делал (пустое резюме) и многое другое.
- Шапка резюме. Не забывайте о полном ФИО в резюме. Вы можете не верить, но я получала резюме без имени вообще (вот хочешь позвонить человеку, да не знаешь, как обратиться!), с поддельным ФИО (практикуется, когда человек ищет работу, не увольняясь с прошлой, что тоже не очень красиво, так как есть возможность просто настроить видимость резюме), содержащим только фамилию и имя (выглядит странно, когда человеку уже за 50, и называть его только по имени не очень удобно). Контактная информация: укажите обязательно телефон и электронную почту, дополнительно можно указать скайп и мессенджеры, соцсети, на ваше усмотрение. Сейчас мир становится все более мобильным, кому — то, возможно, будет удобнее связаться с вами не совсем обычным способом. Но «святая святых» — телефон и электронная почта должны быть. Не забудьте также проверить название вашего ящика, исключите странные и смешные названия, при необходимости создайте новый ящик. Названия искомых должностей вы определили еще на этапе создания стратегии, их тоже указать нужно в резюме (не более 1 — 2 должности одной отрасли в одном резюме).
- Фото. Это настолько благодатная тема, что я написала о ней отдельную статью. Здесь скажу только, что лучше иметь фото в резюме, чем не иметь. Ведь это — еще одна возможность показать себя с лучшей стороны. Не используйте старые фото или те, на которых вы плохо выглядите. Фото должно отражать ваш сегодняшний облик, но подавать вас в лучшем виде. Если у вас нет возможности сделать студийное фото, сделайте фото на обычную камеру или телефон в портретном стиле на однотонном, светлом фоне с хорошим освещением. Наилучшее решение – сделать студийное художественное фото или фото «как на документы», но с улыбкой. Фото для резюме должно быть портретного формата, то есть на нем должно быть хорошо различимо ваше лицо. Исключите фото в домашней обстановке, на природе, в ресторане, на свадьбе, с детьми, посторонними людьми, котами, собаками, у исторических достопримечательностей, на берегу моря, за рулем автомобиля и т.п. Исключения могут составлять только фото на рабочем месте, например, с собакой, если вы – ветеринар, с фотокамерой, если вы – фотограф, за рулем авто, если вы — водитель. В любом случае, на переднем плане должны быть вы, а не автомобиль или собака. Категорически запрещены фото с напитками и в излишне откровенном стиле, позе, одежде. Оцените свое выражение лица на фото, что оно говорит о вас? Не используйте фото с грустным или суровым выражением лица, чрезмерно затемненное, подвергнутое необычной цветовой или художественной обработке (если вы не модель или дизайнер, и это не часть вашей работы или идеи).
- Образование. Здесь все просто. Обязательно укажите высшее образование, как оно отражено в дипломе (или незаконченное высшее, если продолжаете учиться), даже если оно не совпадает с нынешней профессией. Если у вас два высших образования, указывайте то, которое соответствует искомой должности. Вторым можете пренебречь, или оставить. Относительно различных курсов переподготовки, семинаров, тренингов действует правило: указывать те, что имеют отношения к искомой должности и и актуальны на сегодня. Если полученные знания устарели, выбрасывайте их из резюме. Школу указывать могут только молодые специалисты, соискатели без опыта работы.
- Языки. Указывайте в резюме все языки, которыми владеете, с указанием степени освоения. Постарайтесь все же, перед тем, как указать степень владения языком, замерить ее с помощью тестирования. Сегодня практически все языковые школы предлагают пройти такие тесты, причем совершенно бесплатно. Не «преувеличивайте» степень своего знания, это очень легко проверить в процессе интервью. Единственный случай, когда не стоит указывать языки, это, когда в искомой работе вы никаким образом не сможете применить эти знания, и они могут насторожить работодателя тем, что работа для вас будет не интересной.
- Хобби. Всегда много споров на тему, стоит, или не стоит указывать хобби в резюме. Я считаю, что указать несколько хобби нужно. Идеально, чтобы хобби было естественным продолжением профессиональных навыков, а не их антагонизмом. Если кандидат любит свою работу и профессию, а не попал в нее случайно, то хобби и работа, так или иначе, будут естественно связаны. Иногда хобби может выполнять функцию восполнения энергии. Например, у специалистов по продажам обычно динамичная работа, переговоры, стрессы, волнения, а для расслабления и релаксации в качестве хобби может быть спорт, йога, чтение, музыка, медитация. Это будет восприниматься органично при подобной подаче. Хобби, близкие к профессии, только усилят ценность. Если менеджер по ВЭД пишет, что его хобби — изучение языков, туризм, история, то это даже обогащает его, как специалиста. С любыми, не очень понятными, редкими, странными и экстремальными хобби надо быть осторожнее, это может пугать и настораживать, перечеркнуть все ваши усилия. Исключение, если вы знаете заранее, что ваш потенциальный руководитель увлечен тем же хобби, что и вы (пусть и странным), это может дать вам сто очков вперед.
- Навыки и умения. Самое важное по содержанию в резюме. Свои навыки и умения вы будете описывать в графах об опыте (как перечисление, что вы делали на этом месте работы, что входило в обязанности) и в суммированном виде в таких графах, как «Дополнительная информация», «Профессиональные навыки»,»О себе» и т.п. Вот здесь вам нужно обязательно помнить о ключевых словах, о чем мы говорили выше.
- Прочее. Сюда я отношу любую информацию, которую вы хотите сообщить о себе, например, семейное положение, наличие детей, рекомендации, волонтерский опыт, наличие загранпаспорта и прав, автомобиля, членство в профессиональных сообществах, ссылки на социальные сети, собственные сайты и т.п. При указании подобной информации опирайтесь на здравый смысл, так или иначе, вся информация, которую вы указываете, должна вписываться в вашу карьерную стратегию. Будьте осторожны с дополнительной информацией, разные интервьюеры могут относиться к ней по — разному.
Итак, наш «чек — лист» готов. Резюме в таком виде выглядит уже весьма неплохо. И 80% случаев, поступающие на рассмотрение резюме, представляют собой подобный «чек — лист». Но для идеального резюме в нем мало просто описать опыт, нужно ведь еще и продать себя, заинтересовать работодателя своей персоной. Для этого вам придется думать, как работодатель.
Делаем из резюме «коммерческое предложение«.
Теперь мы перечитаем наше резюме еще раз и вспомним о своих успехах и достижениях.
Что такое успех? Это — доведение дела до успешного конца, получение требуемого результата, выполнение задачи. Найдите такие примеры в своей работе на каждом предприятии и сформулируйте их на отдельном листе.
Что такое достижения? Это — выдающиеся, отличное выполнение поставленных задач, особые результаты, инновации и т.п. Сформулируйте и их на том же листе под каждую должность.
Помните, что чем выше уровень должности, на который вы претендуете, тем меньше вы должны говорить в своем резюме о повторяющихся действиях, обеспечении текущей работы, и больше — о результатах и достижениях. Здесь нет четких формул, но за основу можно взять правило 20/80. Если для уровня специалиста будет нормальным отразить в резюме соотношение: 80% — перечисление обязанностей, и 20% — достижения, то для генерального директора -наоборот, 20% — перечисление обязанностей, и 80% — достижения. Промежуточные уровни также займут промежуточные значения в данной шкале.
После того, как вы сформулировали свои достижения, вам нужно соединить все в своем резюме, сохраняя важные ключевые слова, исключая повторения, ужимая все, что только возможно, без потери смысла и ценности, оттачивая формулировки. В общем, я призываю вас на этом этапе заняться настоящим колдовством, или искусством. Сделайте резюме идеальным, перечитайте заново, исправьте грамматические ошибки, неблагозвучные фразы, очень длинные фразы, удалите воду, все лишнее. Прочитайте резюме другу, членам семьи, пусть они вас безжалостно критикуют, по возможности, дайте свое резюме на оценку профессионалам. Посмотрите на свое резюме глазами вашего будущего работодателя. Вам нравится этот парень? Вы хотели бы его нанять? Что вы могли бы ему доверить? Какой образ создается о вас по резюме? В идеале каждая строчка вашего резюме должна быть отточена до совершенства.
Итак, на выходе вы должны иметь резюме, которое показывает наилучшим образом ваши навыки, знания и способности в рамках выбранной должности, и способно убедить человека на том конце провода, что вы — достойный соискатель, пробуждает желание немедленно с вами связаться и обсудить возможное сотрудничество.
Если вы изначально сформулировали для себя несколько стратегий и должностей, у вас должно быть таких резюме тоже несколько, разных по содержанию и компановке. Если вам необходимо также резюме на английском, или других языках, вам нужно перевести на иностранный язык все свои резюме, в рамках каждой карьерной стратегии.
И вроде бы, после этого титанического труда можно вздохнуть, но я, как та фея из сказки «Золушка», вынуждена сказать, что нам еще рано ехать на бал. Мы всего лишь составили список того, что нам будет необходимо для нашего «путешествия». Впереди еще много работы, на следующем этапе начнем «паковать чемоданы». Все усилия того стоят, потому что цель — провести идеальный «отпуск» — бесценна!
Если вы ищете работу, проверьте открытые актуальные горячие вакансии, на которые мы рассматриваем соискателей в данный момент.
Если вы не нашли подходящих вакансий, присылайте свое резюме на hr@bestway-co.ru и мы свяжемся с вами, как только у нас будет подходящее предложение для вас!